IT
RU
EN
Карта дромов Incantico
Архетипы (первообразы) — общечеловеческие символы, сложившиеся в течение многих веков. В Инкантико мы создали конкретные объекты, облегчающие контакт человека с архетипами.

Зачем мы это сделали? Под конкретными ситуациями, возникающими в жизни, часто лежат именно архетипические вещи. Осознать — это рационально мало, чтобы понять ситуацию изнутри, нужно задействовать не только ум, но и тело, и эмоции. Архетип помогает человеку «решить задачу в общем виде», а наши воплощения архетипов делают возможным взаимодействие с ними не только во снах, но и в реальности.
Роль коуча — давать краткую вводную и небольшие задания по взаимодействию с каждым из архетипов. Некоторые задания предназначены для индивидуального коучинга, другие — для группового, коллективного.

В парке Incantico вы встретите не только воплощения архетипов, но и несколько более сложные объекты – ДРОМЫ; они обращаются не к древним символам, а к более новому опыту, который, по нашему мнению, может войти в коллективное бессознательное.
Список дромов
Римское совещание (Триклиний)
Стандартные, шаблонные места и позы закрепляют существующие паттерны общения в группе (компании), не дают двигаться вперед, ставить проблемы нестандартно и решать их по-настоящему совместно, с большим вовлечением.
Проблема
Двенадцать мраморных кушеток (клиний), поставленных по три на мозаичном полу, под сенью трех старых дубов.
Участники группы лежат или сидят на кушетках и обсуждают реальные проблемы.
Взаимодействие
Нетипичные для совещания позы пробуждают непривычные способы взаимодействия. Отказ от сидения в пользу лежания приводит к большей свободе и бережности обращения друг с другом, к возрастанию доверия участников группы.
Результат

Пульсирующий шар
Часто на стратегических сессиях вместо настоящего обсуждения получается «обмен монологами по очереди». Чтобы перейти к диалогу, в который вовлекаются все, необходимо особое состояние группы, которое не всегда возможно создать самостоятельно.
Проблема
Каменный амфитеатр под дубами, построенный на холме полукругом. Для небольшой группы есть более ста мест, так что каждый участник имеет огромный выбор, где сидеть.
Группа рассаживается так, как ей удобно, и обсуждает то, что для нее важно. Посредничество коуча помогает группе проходить необходимые стадии групповой динамики (от сплоченности через конфликт — к стадии гибкого взаимодействия и диалогичности).
Взаимодействие
Лёгкий диалог, в который вовлекаются все участники, вместе обычных монологов по очереди, - аналог мозгового штурма. Пульсирующий шар и инструкции коуча быстрее и легче переводят группу в режим диалога, быстрого обмена репликами, в котором нет выраженного лидера, есть лёгкость обсуждения, все участники задействованы и не скучают.
Результат

Игра престолов
Нередко в сложившихся группах возникает ощущение «топтания на месте». Каждый выполняет свою сложившуюся функцию, прорывов нет, и вовлеченность в общее дело падает.
Проблема
Двенадцать тронов (престолов) стоят в круг. Это крупные и тяжелые чурбаки с замысловатыми изогнутыми ветками, на которых можно сидеть.
Каждый из участников группы, исходя из собственных предпочтений и рекомендаций товарищей, выбирает свой трон и усаживается на нем. Затем по инструкции и при участии коуча проводится «Игра престолов», в ходе которой каждый из участников совместно с другими прорабатывает понятия лидерства, ответственности, планирования и другие важные вопросы.

1) Группа подходит к чурбакам и вместе с коучем говорит о характерах. Все ходят вокруг тронов и каждый высказывает свое мнение о «характере» каждого из них.

2) Группа обсуждает, кому на каком троне сидеть. Можно выбрать трон самому (и обосновать с точки зрения своего характера). Затем коуч просит других участников выдать рекомендации своим товарищам. Эти рекомендации тоже обсуждаются вместе — какая больше подходит?
Если двое претендуют на один престол — они спорят, окружающие тоже могут высказывать мнение. Последнее слово остается за коучем.

3) Группа рассаживается на тронах. Каждый говорит, какого (выдуманного) государства он король, что это за государство и почему у него такой трон.
Группа и коуч задают королю вопросы. Например: «А в вашей стране время идет медленно или быстро?» - «А в вашей стране все делают по плану или как придется?» И так далее. Затем вопросы задают другому королю.
Взаимодействие
Участники группы по-новому видят себя и товарищей. Вместо сложившихся функций выявляются уникальные характеры и компетенции, а вместо топтания на месте — возможные точки роста.
Результат

Мировое дерево
При выборе решения нам бывает трудно понять чужую точку зрения, посмотреть на проблему глазами другого человека. Развитая эмпатия крайне важна для работы в команде.
Проблема
Большой дуб с разветвленной кроной, от которого расходится пять дорог.
Участники группы садятся вокруг дуба и по инструкции коуча выполняют несколько упражнений. Первые упражнения связаны с собственным умением выбирать и принимать решения. Последующие — на понимание того, как это делает другой человек из группы.

1) Участники группы садятся вокруг дуба. Каждый несколько минут представляет, куда он пойдет (можно «идти» вверх и в стороны по любой из веток, а также по земле — по одной из пяти дорог) и что именно это означает для него. Участники могут делиться своими мыслями и чувствами.

2) Разновидность опыта Пиаже об эгоцентризме и децентрации. Коуч дает участнику задание о другом участнике, которого тот не видит (потому что он сидит с другой стороны ствола дуба): «Куда пойдет Катя, если она пойдет направо?» Участник должен ответить правильно, не глядя на Катю. Такие вопросы задаются поочередно всем участникам. Чтобы ответить верно, участник должен мысленно «посадить себя на место Кати» – то есть, проявить примитивную эмпатию.
Взаимодействие
В ходе выполнения упражнений участникам приходится много раз буквально ставить себя на место других членов группы. Это стимулирует проявление первичной эмпатии, помогает легче и быстрее «влезать в шкуру» другого в процессе принятия решения.
Результат
Лестница возрастов власти
Первобытная власть, союз равных-дружинников, власть как сила.
Символ
Двенадцать огромных камней вокруг костра.
1) Игры на выигрыш, определяющие, кто из двух участников сильнее. Это может быть, например, перетягивание каната, «царь горы» или другие игры, которые предложит группе тренер, исходя из комбинации физических возможностей участников.

2) Эмоциональные упражнения: перепрыгивание с камня на камень, прыжки через огонь (для тех, кто может и хочет).


Взаимодействие
Большие камни вокруг костра — первая ступень «лестницы возрастов власти», включающей камни, глаз-колодец, триклиний, троны и пульсирующий шар. Эти камни символизируют первобытную власть, глаз-колодец — начало государства, триклиний — древнюю демократию, троны — время «разделения» на государства (торжество индивидуальности, характерности), и, наконец, пульсирующий шар — современную гибкость и горизонтальное лидерство.
Толкование
Другой мир — внутренний мир в глубине земных недр.
Символ
Маленький дром в форме глаза-колодца, в который можно заглянуть.
Коуч дает участникам группы задание — посмотреть в глаз-колодец и увидеть там «инфернальный мир», который живет в состоянии хаоса. Участники по очереди смотрят в колодец и придумывают законы, которые упорядочивают жизнь в этом мире.
Взаимодействие
Участники вместе открывают для себя понятие порядка и рефлексируют над тем, с чего он может начинаться — с каких понятий, тем и первопричин.
Толкование

Первые законы
Спираль внимания (Лавандовая спираль)
Поворот всегда требует некоторого замедления, а потому поневоле и отказа от привычной стремительности и «незамечания мелочей».
Символ
Три тысячи кустов лаванды высажены двенадцатью линиями в виде спирали, создавая поле с особым видом и запахом. Со спирали открывается вид на ближние холмы и на гору Субасио.
Идя по спирали, человек по заданию тренера переключает свое внимание с дальних планов на средние, ближние и на то, что у него под ногами.
Взаимодействие
Существует несколько планов внимания, от микромира до макромира. Фокусируя внимание то на маленьких предметах (травах, камнях), то на средних (деревья, округа), то на огромных (гора), человек градуирует, калибрует, оттачивает, совершенствуют свое умение переключаться, входить в транс и выходить из него, сосредотачиваться и рассредотачиваться. Это тренажер внимания.
Толкование
Время и периоды жизни
Символ
На земле намечены двенадцать окружностей и двенадцать радиусов. Тропинки и деревья позволяют ходить по окружностям, радиусам и диагоналям. Диаметр круга — 84 метра.
Пользуясь инструкцией коуча, участники ходят определенным образом по окружностям, радиусам и диагоналям, вспоминая события своей жизни и думая о связях между ними.
Взаимодействие
Хождение разными путями помогает по-разному моделировать процессы, происходящие в жизни человека и пробуждает разные ассоциации, помогая по-разному описать их. (Пошел направо — трагедия, пошел налево — комедия).
Толкование

Путь во времени
Порядок и беспорядок (Хаос и Космос)
«Время разбрасывать камни и время их собирать»
Символ
Поляна, на которой лежат камни среднего размера
По заданию коуча участник представляет, что камни — это его дела или желания. (Это «фитнес», это «проход по цехам моего предприятия», это «совещание», это «время с семьей»). Сначала он разбрасывает их — размещает на местности — а затем собирает, каталогизирует и редактирует.
Взаимодействие
Перевод абстрактного в наглядное. На предметном материале человек лучше осознает свои конкретные привычки, которые ему свойственны, формулу, по которой он действует в типичных жизненных ситуациях.
Толкование
«Японская» ценность одного дерева, одного камня, одного момента — бесконечность маленьких вещей.
Символ
Небольшая поляна внизу у ручья, где есть большой камень, покрытый мхом, изгнутое дерево и ручей.
По заданию тренера участники вглядываются в элементы микромира вокруг них, фокусируясь на маленьких вещах, созерцая и, возможно, медитируя.
Взаимодействие
Игры с вниманием, созерцанием, противотревожное упражнение на «остановку мгновения», вечность в одной секунде.
Толкование

Медитация
Выбор дороги, направления и скорости движения так же прост и сложен, как выбор наших мыслей и внутренних настроек, который при этом происходит.
Символ
Небольшой сад, в котором сделана сеть тропинок. По тропинкам можно ходить в разных направлениях.
Участник в одиночестве бродит по саду, задавая себе ритм, медленный или быстрый, и одновременно размышляя о своей проблеме. Постепенно ритм движений и созерцание окрестностей начинают воздействовать на ритм и ход его мыслей.
Взаимодействие
Гармонизация движений помогает естественно упорядочить мысли и чувства.
Толкование

Выбор
Стол
Безумного чаепития
Реальные условия мира (в мире очень мало ровных поверхностей, мы их делаем, но на самом деле их нет).
Символ
Каменный стол с неровной поверхностью, на который невозможно ровно поставить чашку.
1) Строим на столе пирамиды из чашек, стараясь, чтобы они не упали.

2) С яростью бьем чашки о расположенный рядом камень.
Взаимодействие
Трудность поддержания баланса, необходимость иногда его специально нарушать.
Толкование
Трудный путь, переправа, которая провоцирует изменения.
Символ
Камни, лежащие в ручье, и веревка, натянутая над ними, образуют дорожку, по которой можно идти.
Дорожку можно проходить по-разному — исходя из физических возможностей участников. Можно идти держась или не держась за веревку, закрыв глаза, задом, прямо по воде.
Взаимодействие
Каждый переправляется по-своему. Это не столько рефлексивное упражнение, сколько идущее от ощущений и опыта.
Толкование

Переправа
Потеря и обретение
Символ
Небольшое озерцо, сформированное ручьем, в котором всегда холодная и прозрачная вода. Глубина озера — примерно полтора метра.
Это своего рода «закаливание» чувств. Конечно, это упражнение никак не поможет в ситуации реальной потери, но тем не менее оно очень полезно для осмысления того, чем для нас является «самое главное в нашей жизни» и какой способ справиться мы нашли бы без него. Как ни странно, это упражнение можно назвать противотревожным.

Коуч также может предварить упражнение разъяснениями о том, что мысль не материальна, и хотя упражнение не спасает от боли в случае потери, но оно и не «накликает» эти события. Мысль и события находятся в более сложной связи, чем мы думаем. Мысль не материальна, она находится в некой другой связи с интерпретацией событий.
Взаимодействие
Каждый переправляется по-своему. Это не столько рефлексивное упражнение, сколько идущее от ощущений и опыта.
Толкование

Море слёз

Школа (амфитеатр)
Школа
Символ
Деревянный полукруглый амфитеатр, на котором могут разместиться до ста человек (в группе обычно — не более 12).
«Игра в школу». Кто-то из участников становится учителем, остальные, включая коуча, садятся в амфитеатре. Учитель задает вопросы, ученики поднимают руки и дают ответы, а учитель ставит оценки. Все как при игре в школу у детей. Затем ученики могут задать вопросы учителю, а тот должен «выкрутиться».
Взаимодействие
Обыгрываем тему оценивания, правильных ответов, того, насколько учитель хочет нравиться ученику, а ученик — учителю. В контролируемом диапазоне от дружелюбной иронии («подколок») до «поглаживания» обыгрываем отношения участников друг с другом.
Толкование

Чистый лист
Закрытое, ограниченное пустое место, которому еще не присвоено никакого символа.
Символ
Поляна между Верхним миром и оврагом, к которой ведет несколько тропинок.
Мы предлагаем участникам проделать символическую работу самим. Коуч задает вопросы: «А зачем бы могло быть это место?» «Что бы вы сделали на этом месте? Какой дром?» «Как бы вы вели коучинг здесь на моем месте?»
Взаимодействие
Супер-универсальная игрушка, которую можно приспособить для чего угодно. Освоение новых земель символическим языком, уже усвоенным участниками.
Толкование

Песочница
В песочнице играют дети, взаимодействуя с миром сначала визуально и тактильно, а затем — по кусочкам создавая собственный мир, прообраз большого мира.
Символ
Огромная песочница с песком, бортиками, природными и культурными игрушками.
Играющий в песочнице взрослый может отчасти прожить разные стадии развития, от предметной игры в одиночку до совместного (целой группой) сотворения целого мира, с дорогами, городами и т. п.
Взаимодействие
Мы играем в простые детские игры, чтобы лучше понять, как устроены сложные игры взрослого мира, и какова роль каждого из нас в этих играх.
Толкование

Путешествие
Площадка фантазии, «приподнятой» над землей, подмостки не для театральной, а для детской коллективной игры.
Символ
В центре рощи между деревьями на некоторой высоте деревянная площадка, на которую можно зайти по ступенькам.
Коллективная ролевая игра «Поиски сокровищ».

Группа плывет на корабле, распределяя роли: кто-то капитан, кто-то боцман, кто-то юнга. В ходе игры проигрывается ряд ситуация: буря, одинокий остров, поиски клада. Далее группа вместе решает, что за клад они нашли (это может быть что-то нематериальное, могут быть волшебные предметы или просто деньги), как его делить, что с ним делать. Затем группа проигрывает ситуацию возвращения и радостной встречи.
Взаимодействие
1) Моделирование проекта «на материале детской игры».

2) Моделирование коллективного путешествия, где у каждого есть как четко зафиксированные, так и меняющиеся, плавающие роли, есть простор для фантазии в рамках этих ролей.
Толкование

Водопад
Освежение, бодрость, энергия
Символ
Водопад в ручье. Высота водопада — 12 метров.
Желающие по очереди встают под водопад и освежаются. Они могут представлять себе, что что-то получают или что-то с себя смывают, становятся «новыми людьми», могут просто встать туда и ничего не думать, а могут и вовсе отказаться от купания.
Взаимодействие
Коуч может предварить купание дзенской притчей о пустой чашке, впрочем, это тоже дром «ощущений», а не рефлексии.
Толкование

Сады вокруг домов
Цветок может быть символом чувства, которым его наделяет дарящий.
Символ
Вокруг наших домов высажены сады, в которых цветут цветы.
Каждый из участников мысленно «собирает букет группы» – не рвет цветы, но водит группу от одного цветка к другому и описывает их как себя и других участников: чувства, эмоции, состояния, что любит (тень, свет, воду, когда смотрят на него, как ночью себя ведет, прихотлив или нет, большой или маленький, что рядом растет, цвет...).
Взаимодействие
Это одно из характерологических упражнений, помогающих «расположить себя и других на местности», лучше узнать и понять других участников группы и пристальнее увидеть красоту цветов и характеров.
Толкование
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right